КАЖДЫЙ ВТОРОЙ ЦВЕТОЧНЫЙ ЗАКРЫВАЕТСЯ!
За последние 3 года с рынка ушло 50% цветочных, которые существовали на момент начала 2020 года.
Разумеется, на рынок повлияли социально-экономические факторы, сперва пандемия, а после этого ещё и санкционные ограничения во внешней торговле. Например, пик закрытия цветочных бизнесов пришёлся на декабрь 2020 года: за месяц с рынка ушло 1 407 организаций. И это логично — ограничения работы розничных салонов, связанные с коронавирусом, привели к масштабным убыткам бизнесов, не сумевших вовремя переформатироваться под онлайн.
Ограничения, вызванные санкциями, введёнными против России начиная с февраля 2022 года, тоже наложили свой отпечаток на индустрию: в ситуации неопределённости люди чаще предпочитают переходить в режим экономии. Это выразилось в падении объёма рынка срезанных цветов на 6,3% в 2022 году.
Ограничения, вызванные санкциями, введёнными против России начиная с февраля 2022 года, тоже наложили свой отпечаток на индустрию: в ситуации неопределённости люди чаще предпочитают переходить в режим экономии. Это выразилось в падении объёма рынка срезанных цветов на 6,3% в 2022 году.
Но только ли эти факторы всему виной? Разумеется нет. Рынок меняется, популярность цветочных салонов растёт, а сам цветочный бизнес становится всё более технологичным. Онлайн-магазины, маркетплейсы, и даже всем известные агрегаторы борются за потенциального покупателя букета. А одновременно со всей цветочной индустрией за тот же самый бюджет в кармане покупателя борется ресторанная индустрия, ювелирные салоны, шоу-бизнес и ивент-индустрия.
Выиграть это соревнование не так-то и легко, поскольку возможности рекламы сильно ограничиваются возросшей конкуренцией в онлайн-каналах, а офлайн каналы традиционно не так эффективны и требуют больших инвестиций.
Что ждёт рынок?
- Растущая конкуренция за кошелёк потребителя
- Растущая конкуренция внутри рынка со средними и крупными студиями
- Растущая конкуренция с агрегаторами и маркетплейсами
- Снижение покупательской способности
- “Уменьшение” букетов, чтобы сохранить покупательскую способность
- Рост востребованности программ лояльности
- Сильные бренды растут, слабые бренды уходят
Что делать цветочному бизнесу?
- Инвестировать в сильный бренд и позиционирование
- Учиться собирать и хранить данные
- Интегрировать CRM и email-маркетинг
- Постоянно общаться с клиентами
- Строить клиентский сервис
- Развивать программу лояльности
- Оптимизировать закупку через платформы и локальных производителей
- Использовать ИИ в контент-стратегиях
- Учиться новому и меняться вместе с рынком
Что делать цветочному бизнесу? Простите за тавтологию, но учиться строить бизнес. На цифрах, на планировании, на выверенном анализе рынка, поставщиков и покупателей. И конечно же перестать копировать модели, однажды сработавшие для других студий. Звучит непросто? Безусловно! Но только бренд, созданный с опорой на данные и цифры, и чётко спозиционированный относительно рынка и конкурентов, может выиграть в борьбе за клиента. И оставить его в бизнесе, окружив его заботой и, конечно, программой лояльности.