Блог

Ваш цветочный бизнес скоро закроется?

КАЖДЫЙ ВТОРОЙ ЦВЕТОЧНЫЙ ЗАКРЫВАЕТСЯ!

За последние 3 года с рынка ушло 50% цветочных, которые существовали на момент начала 2020 года.
Разумеется, на рынок повлияли социально-экономические факторы, сперва пандемия, а после этого ещё и санкционные ограничения во внешней торговле. Например, пик закрытия цветочных бизнесов пришёлся на декабрь 2020 года: за месяц с рынка ушло 1 407 организаций. И это логично — ограничения работы розничных салонов, связанные с коронавирусом, привели к масштабным убыткам бизнесов, не сумевших вовремя переформатироваться под онлайн.

Ограничения, вызванные санкциями, введёнными против России начиная с февраля 2022 года, тоже наложили свой отпечаток на индустрию: в ситуации неопределённости люди чаще предпочитают переходить в режим экономии. Это выразилось в падении объёма рынка срезанных цветов на 6,3% в 2022 году.
Но только ли эти факторы всему виной? Разумеется нет. Рынок меняется, популярность цветочных салонов растёт, а сам цветочный бизнес становится всё более технологичным. Онлайн-магазины, маркетплейсы, и даже всем известные агрегаторы борются за потенциального покупателя букета. А одновременно со всей цветочной индустрией за тот же самый бюджет в кармане покупателя борется ресторанная индустрия, ювелирные салоны, шоу-бизнес и ивент-индустрия.
Выиграть это соревнование не так-то и легко, поскольку возможности рекламы сильно ограничиваются возросшей конкуренцией в онлайн-каналах, а офлайн каналы традиционно не так эффективны и требуют больших инвестиций.

Что ждёт рынок?

  1. Растущая конкуренция за кошелёк потребителя
  2. Растущая конкуренция внутри рынка со средними
и крупными студиями
  3. Растущая конкуренция с агрегаторами и маркетплейсами
  4. Снижение покупательской способности
  5. “Уменьшение” букетов, чтобы сохранить покупательскую способность
  6. Рост востребованности программ лояльности
  7. Сильные бренды растут, слабые бренды уходят

Что делать цветочному бизнесу?

  1. Инвестировать в сильный бренд и позиционирование
  2. Учиться собирать и хранить данные
  3. Интегрировать CRM и email-маркетинг
  4. Постоянно общаться с клиентами
  5. Строить клиентский сервис
  6. Развивать программу лояльности
  7. Оптимизировать закупку через платформы и
локальных производителей
  8. Использовать ИИ в контент-стратегиях
  9. Учиться новому и меняться вместе с рынком
Что делать цветочному бизнесу? Простите за тавтологию, но учиться строить бизнес. На цифрах, на планировании, на выверенном анализе рынка, поставщиков и покупателей. И конечно же перестать копировать модели, однажды сработавшие для других студий. Звучит непросто? Безусловно! Но только бренд, созданный с опорой на данные и цифры, и чётко спозиционированный относительно рынка и конкурентов, может выиграть в борьбе за клиента. И оставить его в бизнесе, окружив его заботой и, конечно, программой лояльности.